"РРЭЦ может сыграть важную роль в фокусировании большего внимания на вопросах защиты окружающей среды и связи с экономической политикой, а также в укреплении экологического гражданского общества"

Марго Валлстрем, Комиссар ЕС по вопросам охраны окружающей среды в 1999-2004 гг


О чистоте и гигиене

03.05.2020

Гигиенисты пытались привить чувство беспокойства по поводу чистоты, в частности утверждая, что малейшее пятнышко грязи является потенциальным источником инфекции. Эта быстро усвоенная аксиома была довольно обманчивой, поскольку грязь и инфекция далеко не синонимы. Грязь — понятие субъективное, тогда как микробы и заболевания материальны и являются частью объективной реальности. Коль скоро между грязью и болезнью был поставлен знак равенства, никаких компромиссов и отклонений от абсолютной чистоты больше не допускалось. В книге по ведению домашнего хозяйства, выпущенной во Франции в 1906 году, Августа Молл Вайсс так описывала обязанности домохозяйки: «Предмет может считаться чистым, если на нем отсутствуют малейшие следы грязи или пыли. Война с пылью и грязью, удаление ее с собственного тела, мебели или одежды, мытье полов, проветривание помещения, одним словом, борьба за гигиену — одна из важнейших задач хозяйки. Стремление к порядку должно стать рефлексом, более того — потребностью, а беспорядок и грязь должны причинять страдания». Сейчас эту книгу можно прочитать с любого мобильного устройства. Как скидывать книги на iphone или ipad можно прочитать в интернете.

В таком контексте состояние тотальной чистоты можно сравнить с религиозным понятием благодати, которая практически недостижима. Тем не менее по прошествии двадцати — тридцати лет с момента выхода этой книги подобные взгляды стали общепринятыми. Ведение домашнего хозяйства и уборка приобрели огромное эмоциональное значение, а малейшие следы грязи или неприятный запах вселяли чувство тревоги и вины. Как писал Р. С. Коуэн, «чистка раковины — это не просто чистка, а проявление материнского инстинкта защиты своей семьи». Малейшие отклонения от совершенной чистоты вызывали тревогу, которая приобретала уже социальные масштабы, поскольку микробы угрожали семье, друзьям и обществу в целом.

Маловероятно, чтобы несколько уроков в неделю и парочка книг и журнальных статей могли сформировать такой «гигиенический фетишизм». Должны были существовать другие причины, одной из которых вполне мог оказаться дизайн. Начиная примерно с 1920 года идея чистоты эксплуатировалась в дизайне самых разнообразных предметов, а реклама этих товаров предупреждала о крайне неприятных последствиях несоблюдения правил гигиены — домашних конфликтах, презрении со стороны общества, болезнях, смерти и упадке нации. Девственная белизна и идеальная гладкость поверхности домашних приборов, например холодильника «Колдспот», делали заметным малейшее пятнышко грязи, которое подлежало немедленному уничтожению. Облик этой модели, как и многих других бытовых приборов и предметов, был постоянным упреком в неряшливости, наглядным уроком чистоты, воплощенным в предметной форме. В мире таких образов и форм длинные и скучные наставления о чистоте и гигиене становились излишними.








Направления работы