Четвертая Всероссийская экологическая конференция

Инновационный потенциал экологического диалога Россия – ЕС

В докладе независимой группы экспертов «Создание инновационной Европы» (2006 г.) на мой взгляд, очень емко сформулирована текущая ситуация в Европейском Союзе, которая с поправкой может быть применена и к России. Авторы утверждают, что «население Европы живет умеренно комфортабельной жизнью на медленно тающий капитал». Сейчас в условиях глобального финансового кризиса, эта формулировка только бы усилилась, но речь немного о другом. Дело в том, что жизнь без риска и стремления к переменам несостоятельна, как с точки зрения, уязвимости для глобальных угроз (климатического, финансового или иного характера), так и с позиций утраты конкурентоспособности.

Какие перемены на национальном и/или региональном уровне необходимы для сохранения устойчивости в экономическом, социальном и экологическом плане? Что создает сейчас устойчивость? Ответ и сложен и прост одновременно - экологическое инновационное развитие.

Конечно, не следует преуменьшать роль эксплуатации природных ресурсов в глобальной системе разделения труда, причем, как невозобновляемых: нефти, газа, угля, так и условно возобновляемых, таких как вода, почва. В ближайшее время, Россия вполне может получать определенный доход от специализированного производства и торговли на мировом рынке водоемкой продукцией. Запасы водных ресурсов в России значительны, хотя и очень неравномерно распределены. Однако, в 21 веке ни дешевый труд, ни использование природных ресурсов не являются определяющими факторами для преодоления социального и экономического разрыва между мировой периферией и центром развития.
Для преодоления этого разрыва страны, «периферийного капитализма», а к ним относится и Россия, должны переходить на рельсы инновационного развития. Международное сотрудничество в экологической сфере имеет очень большое значение в стимулировании этого процесса.

Международное сотрудничество, которое можно рассматривать и как одну из форм информационного обмена, как известно взаимовыгодно и повышает потенциал каждой участвующей в нем стороны. Эффективность международного сотрудничества для России со странами Европейского Союза, на мой взгляд, может оцениваться через количество европейских инноваций, успешно адаптированных к российским условиям. Действительно, наличие инновационных управленческих решений и технических разработок в настоящее время является главным условием успешного и конкурентоспособного национального развития.

Экологический диалог России и Европейского Союза, который в настоящее время организационно осуществляется через деятельность рабочих подгрупп, совместно сформированных Минприроды РФ и Департаментом Европейской Комиссии по охране окружающей среды, может способствовать развитию России в инновационном поле. Мне представляется, что развитие данного Диалога, как впрочем, и других аналогичных совместных программ сотрудничества ЕС - РФ, следует вести в направлении полноправного участия России в процессе создания Инновационной Европы, методологическая основа создания которой была заложена в докладе группа независимых экспертов в 2006 году. И этот интерес России следует, по-моему, сформулировать в виде принципиальной позиции и отразить в новом соглашении о Стратегическом партнерстве ЕС – РФ.

Что принесут нам европейские инновационные подходы для решения наших приоритетных экологических задач?

Посмотрите внимательно текст проекта резолюции Четвертой всероссийской экологической конференции, и везде Вы найдете возможность выхода на инновационное решение, уже используемое в ЕС. Возьмем для примера некоторые приоритетные проблемы.

1) Переход экологического нормирования и регулирования в России на технологическое, исходящее из принципа соответствия уровня выбросов и сбросов наилучшим доступным технологиям, предусматривает внедрение в России целого ряда условий, аналогичных применяемым в Европейском Союзе:

налаженный обмен информацией между субъектами федерации;
создание координирующего органа на федеральном уровне по аналогу Европейского Бюро в Севилье и специализированных рабочих групп для разработки отраслевых нормативов;
наличие постоянно обновляемого Справочника по наилучшим доступным технологиям и свободного доступа к нему.

2) Ликвидация негативных экологических последствий, вызванных прошлой хозяйственной деятельностью (борьба с так называемым прошлым экологическим ущербом). Благоприятным моментом для начала решения этой проблемы был период приватизации начала 90-х годов, однако, механизм ответственности за прошлый экологический ущерб не был тогда запущен, как это случилось в странах Восточной Европы и Балтии. В результате Россия объективно отстала в решении этой проблемы. Опыт стран Европейского Союза тоже очень богат: от механизмов частно - государственного партнерства с определением долевой ответственности каждой из сторон до использования специальных счетов, где накапливаются отчисления на ликвидацию прошлого экологического ущерба. Подчеркнем, что в решении данной конкретной проблемы европейский опыт оказывается более эффективным с экономической точки зрения, чем американский, основанный на создании Суперфонда.

3) Опыт корпоративной экологической ответственности и принятия компаниями добровольных обязательств по снижению уровня воздействия на окружающую среду постепенно перенимается российскими компаниями у своих западных коллег. Так формируется постепенно глобальная экологическая этика бизнеса.

4) В работе с населением и общественными организациями происходит унификация правил предоставления информации и доступа к правосудию, базирующаяся на положениях Орхусской конвенции. Регламентация, направленная на обеспечение гарантий полноценного участия населения в процессах выработки и принятия решений, не препятствует развитию инновационных методов и процедур достижения этого результата. России следует присоединиться к Орхусской конвенции.

Инновационное развитие невозможно без рынка, который бы формировал спрос на инновационные идеи и продукты. Формирование рынка инновационных технологий это целенаправленная работа, которая ведется правительствами стран-членов ЕС в области новых стандартов, инструментов регулирования, мер по защите интеллектуальной собственности, взращиванию инновационной культуры и новой системы ценностей. В виде конкретных примеров можно привести такие технические решения, как:

- совмещенное производство электроэнергии и тепла и интенсификация энергосбережения
- логистические цепи в транспорте, позволяющие существенно снизить энергозатраты на тонну груза за один километр
- интеграция производства в одном секторе с повторным использованием отходов другого вида производства (ЦБК и сталелитейное производство)

Отдельные страны Европейского Союза уже сейчас, хотя программа «Инновационная Европа» рассчитана на достаточно длительный период, добиваются значимых результатов.
В Финляндии доход от экспорта инновационных энерготехнологий в два раза превышает расходы на импорт нефти. В транспортном секторе министерством торговли и промышленности Финляндии начата национальная программа по разработке новых технологий производства биотоплива второго поколения на основе древесины и древесных отходов. К 2010 году Финляндия поставила задачу увеличить долю жидкого топлива на биологической основе до 5, 75 % от всех видов транспортного топлива. В целом, Директивой Европейской Комиссии поощряется использование биологических или других альтернативных видов топлива вместо бензина или дизельного топлива в транспортном секторе.

Существующая модель экономического развития России исчерпала себя. Иного рационального и разумного пути, как инновационное развитие, у России нет.

Ответить

Содержимое этого поля не будет опубликовано
  • Разрешенные HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Переводя строк и абзацы проставляются автоматически

Больше информации о возможностях форматирования

Captcha Image: you will need to recognize the text in it.
Пожалуйста, введите символы, которые вы видите на картинке выше.